Велико-лепие Технологии выживания
Технологии выживания

Велико-лепие

Журнал "Идеи Вашего Дома"
(9(33) сентябрь 2000. Материал подготовил: Михаил Сухарев)

Наряду с каменной резьбой лепнина, о которой пойдет речь, была известна уже в самом раннем, эгейском (крито-микенском)
периоде древнегреческого искусства (II тысячелетие до н.э.). Она выдержала испытания веков и в наши дни получила новое
развитие на основе современных технологий.
Лепной декор помогает дизайнеру подчеркнуть архитектонику интерьера, установить гармонию восприятия всего жилого
пространства. Используя накладной рельефный багет (так называемые молдинги), дизайнер может разделить однообразно гладкие
плоскости стен на отдельные участки, устанавливая между ними такие пропорции, сочетание которых приводит к классической
ясности весь характер объемов оформляемого помещения. Применение одновременно с лепниной колонн различных стилей и
пропорций, постаментов, консолей, ниш и куполов дает декоратору современных интерьеров прекрасную возможность напомнить
великолепную историю классицизма, вновь оживить в архитектурном пространстве возвышенный покой ампирных особняков и поэзию
русских усадеб...

История - древняя и не очень
Архитектурные украшения, рельефный орнаментальный декор имеют весьма давнюю историю. Фантазия древних скульпторов и
архитекторов не знала границ. Еще в Греции и Риме были изобретены орнаменты, бордюры, карнизы и другие лепные украшения,
составленные из стилизованных, повторяющихся растительных форм - листьев и гирлянд из лавра, эвкалипта, аканфа, пальмы,
виноградных лоз... Сочные кружевные листья южных растений и мощные бутоны цветов, высеченные в мраморе или отлитые в гипсе,
дающие живописную светотень, эффектная моделировка их объемов производили сильное впечатление.
Кстати, "растительной" лепнине предшествовали строгие и напряженные геометрические орнаменты: они подчеркивали гармонию и
ясность логичных архитектурных форм, усиливали импозантность интерьера.
В целом же, строгая, геометрическая лепнина вела к большей репрезентативности эллинистических апартаментов, а фигуративное
направление ставило себе задачей усложнить образную, эмоциональную жизнь интерьера. Античные города восточного
Средиземноморья тяготели к неоднозначности и пышности лепного декора: он был заполнен изящно и плотно пролепленными мелкими
деталями, подражающими растительным формам изобильной природы субтропиков - переплетенные стебли, листья, цветы, побеги.
Известны орнаменты из стилизованных морских волн, раковин, рыб, дельфинов, бордюрные рельефы, фризы в виде гирлянд, рогов
изобилия, медальонов, из шишек, бутонов. Каждый из них нес свою символику: скажем, фрукты и цветы говорили о плодородии;
листья пальмы и лавра были символами славы; сова и змея олицетворяли мудрость и т. д.
Импульс, заданный декоративному орнаменту античностью, пронизал всю историю архитектурных рельефных украшений во всех
дальнейших вариантах - классицизм, ренессанс, барокко, рококо, ампир, - всегда даря интерьеру уравновешенность, нарядность,
гармонию. И лишь модерн принципиально изменил стилистику лепнины, внеся элегантную и капризную динамику, экстравагантную
асимметрию.

О русском дизайне замолвите слово!
Попытка сколько-нибудь ориентировать сегодняшнее состояние современного русского дизайна (СРД) заранее обречена на
провал. Никто не знает, куда ведет полчища русских дизайнеров современная элита. Сохранились ли национальные традиции в
творчестве наших дизайнеров? На этот вопрос можно ответить утвердительно только в отношении таких русских понятий, как
расхлябанность, откровенная (и не скрываемая) неграмотность, надежда на то, что "и так сойдет", воплощенных в визуальных
средствах коммуникаций (ВСК) с потребителем. При этом применение таких за уши притянутых "русских", "российских" символов
ВСК, как двуглавые орлы, медведи из clipart`a, контуры СССР (выдаваемые за современную территорию России), повсеместно
используемый aquafresh-триколор, шрифт Ижица, успешно (!) сочетается с символами, заимствованными из западной дизайнерской
мысли, которые исторически сложились как результат технического прогресса и компьютерных технологий. Обобщая эту мысль,
можно сказать, что СРД - это салат из попарта и ВСК-покемонов, не имеющих ничего общего с традициями русского дизайна,
сделанный при помощи фильтров Photoshop`a.

Русский дизайнер тешит себя мыслью, что умом создаваемый таким образом продукт не понять, здесь нужно проецировать
созданную визуальную яичницу в тарелке потребителя (и не только рекламы) на сетчатку при помощи вилки, которая является
ничем иным, как обобщением копья Георгия Победоносца - креатив-поинтом национальной идеи. Его identity обращена на запад,
хотя он продолжает плясать от печки, заставленной покемонами. Отсюда - вера в то, что его не ценят. А в чем может быть
ценность готовых шаблонов и рецептов, продаваемых за 100 у.е.?

Страшно становится, ребята! Россия не Запад, не Европа и не Америка и все попытки вогнать наш креатив-поинт в западные
мерки кончится катастрофой. Нет смысла вкладывать деньги в создаваемые сейчас дизайнерские продукты, поскольку местный
потребитель воспринимает их прежде всего, как некоторую материальную ценность, выраженную в у.е. Он не может
идентифицировать их как визуальный образ, применимый к нему самому. В свалившийся к нам в сарай звездолет (PC, Mac) мы уже
вложились, но продолжаем забивать им гвозди..

Сейчас главным становится не потребление материальных ценностей, а потребление образов, поскольку они обладают большей
капиталоемкостью. Отсюда и Pentium IV под вашим столом. Русский дизайнер уже потребляет самого себя через окно Photoshop`a,
но пока не задумывается о том, что Adobe тоже потребляет его в качестве дешевой рабочей силы. Наш заказчик уже признает
американские, британские и французские дизайн-традиции. Так давайте наконец наберемся храбрости, и признаем русскую! Наша
традиция - это не ушастые ВСК-покемоны, а смекалка, удаль и мастерство. Другими словами - способность к инновациям, риску,
высокой компетенции и профессионализму, которого нам не занимать. Да у нас есть сайты, создаваемые за 50$, но их реальная
стоимость уже через несколько лет, по западным меркам, может зашкаливать за 15000$. Это лишний раз доказывает, что у
современного русского дизайна еще остался свой дух - нематериальная, но могущественная сила, объединяющая нашу культуру в
единое целое. И можно не слишком смотреть на Запад. У нас есть многое для того, чтобы быть первыми.
Зов природы
В любой сфере деятельности человека, подразумевающей не механическое, а творческое отношение к делу, очень хочется найти
ту "изюминку", которая бы показала: да, действительно, этот человек и его дом - экстраординарны даже в наше время, когда,
кажется, удивить искушенную публику самым невероятным полетом дизайнерской мысли просто невозможно. В конце 20-го века у
людей обострилось чувство природы. Устав бороться с проблемами экологии (причем, не только у нас - десь проблемы от
бедности, там - от богатства: чем лучше живет человек, тем больше отходов он оставляет) некоторые продвинутые граждане
решили создать собственный, "экологически чистый" мир в рамках своего дома, освободив его от всяческого химико-физического
мусора. И дышат там полной грудью.

Об экологическом стиле в интерьере заговорили тогда, когда пришло время заносить в Красную книгу не отдельных
представителей флоры и фауны, а всю природу целиком. Дизайн, созданный не человеком, а самой природой - вот что ценит
экостиль. Откровенно натуральные материалы, теплая комфортная палитра цветов земли, песка и коры, простая уютная мебель из
скромного дерева с выразительной игрой линий на спиле доски, грубовато-льняной текстиль, любующийся неровностью нити,
сотканной в рогожку - вот из чего состоит изысканная простота интерьера экологического стиля. Люди, живущие в таком
интерьере, становятся добрей и спокойнее - они начинают замечать красоту самых простых вещей, потому что они близки
человеку по своей природе, неагрессивны и романтичны. А еще экологический интерьер может научить искренности: ведь тут нет
материалов и предметов, которые чем-то притворяются (пластик - камнем, шпон - натуральным дубом, комодик из ближайшего
магазина - нтиквариатом). А телевизор или компьютер нормально сосуществуют в одн ой комнате с резным бабушкиным сундучком.
Ведь в природе всегда так: прошлое, настоящее и будущее прекрасно уживаются друг с другом.

В домах, построенных по принципу экостиля, просторно и светло. Здесь мало мебели, вещи и домашняя утварь прячется в нишах
и бесхитростных шкафах. Стиль оставляет хозяину жилища огромное свободное пространство для творчества и возможность
насыщать дом самыми разнообразными предметами. Именно "насыщать", а не "набивать". Ничто в интерьере не может быть
второстепенным, малозначительным. Любой элемент - как декоративный, так и конструктивный, - важен по-своему, главное, чтобы
он был выбран с любовью. На первый взгляд стиль бедноват. Но это только на первый взгляд. Экологический стиль требует от
своего создателя достаточного богатства (причем, не только духовного), чтобы оплатить эту пустоту. Мебель и домашние
аксессуары в экологическом стиле встречаются преимущественно в самых дорогих магазинах, где представлена продукция
знаменитых дизайнерских фирм.

Последние мебельные выставки демонстрировали на своих подиумах не отдельные предметы мебели и аксессуаров, они
представляли стиль жизни. Все в доме - от чайной ложки до дивана - меет одну душу - душу, родственную человеку. Одежды для
мебели и окон преобладают белые и бежевые, холщово-серые. На них "расцветают" букеты и фруктовые деревья. Стилизованные
цветочные орнаменты остаются консервативным любителям классики, а мелкий цветочек - верным поклонникам "кантри". Изящное
оформление тканей прекрасно сочетается с аскетичными формами мебели, выполненной из очень светлого или очень темного
дерева. В моде отбеленный тополь и темно-коричневое венге с его красивой текстурой. Теперь даже раковины и ванны выполнены
из дерева, их дополняют шкафчики, плетенные из всего, что можно сплести. Обеденные столы украшают трогательно простые формы
посуды из зеленоватого стекла и белой глины, плетеные вазы для фруктов и деревянные солонки, в салфетках и скатертях с
домотканым кружевом и элементами решелье присутствует очевидная рукотворность.

Вот здесь разумно вспомнить знаменитые слова Коко Шанель о том, что мода проходит, а стиль вечен. Тем более, если этот
стиль продиктован самой природой.

Цвет твоего дома
Цветовое решение дома - один из важнейших элементов интерьера. От выбора цвета во многом зависит, будет ли твой дом
уютным и комфортным или, наоборот, "холодным" и раздражающим. А это значит - от цвета дома, в котором ты живешь, зависит и
твое самочувствие, настроение, и даже личная жизнь.

Чтобы не ошибиться в выборе, необходимо знать азы теории цвета. Смешивая попарно три основных цвета - красный, желтый и
голубой, можно получить три новых, вторичных: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Снова смешивая смежные цвета, мы получаем
колесо основных цветов с 12 секторами. Однако даже в пределах одного сектора цвету можно придать бесконечное разнообразие
оттенков, добавляя различные соотношения белого и черного.

Все 12 цветов колеса можно условно разделить на 2 группы: теплые (от желтого до красно-фиолетового) и холодные (от
фиолетового до желто-зеленого). Теплые цвета называют также приближающими, так как окрашенные в них поверхности кажутся
ближе, чем есть на самом деле. Помещения, окрашенные в эти цвета, выглядят теплыми и гостеприимными, но при этом меньшими
по размеру. Цвета холодной гаммы называются удаляющими, так как помещение становится более просторным на вид.

Цветовое колесо помогает также создать гармонию и контраст цветов. Соседствующие или близкие цвета называются гармоничными
и действуют успокаивающе. Однако слишком гармоничное, однообразное цветовое решение помещения будет выглядеть монотонным и
утомительным. Идеальная цветовая схема: гармоничная основа с разумным добавлением контрастных элементов.

Не секрет, что цветовой дизайн твоего дома оказывает существенное влияние на настроение и работоспособность. В одной и той
же комнате в зависимости от ее окраски можно испытывать ощущение уюта или дискомфорт. Поэтому цветовое решение может (и
должно) меняться в зависимости от назначения помещения. Рассмотрим это на примере наиболее распространенных цветов.

Красный
Энергия красного цвета возбуждает, помогает поддерживать существование тела, повышает внутренние ресурсы организма.
Любопытно, что в народной медицине слабых младенцев было принято заворачивать в красные пеленки, чтобы они "подпитывались"
живительной энергетикой цвета. Если тебе не достает оптимизма и уверенности в себе, можно "подлечиться" красным цветом -
усть это будет какая-то мелочь в доме, часто попадающаяся на глаза. Красный цвет - наиболее активный, создающий ощущение
тепла и эффектного интерьера. В то же время помещение, решенное в красных тонах, будет выглядеть меньше и ниже. Этот цвет
лучше использовать для помещений, где проходит наиболее активная жизнь семьи, - гостиной, кабинета, холла, кухни и т.д. В
спальне его лучше не применять.

Синий и голубой
Голубой - цвет неба, освежительной прохлады, бездонной выси, покоя. Воздействуя на физическом уровне, он успокаивает
нервы, снимает боль, оказывает жаропонижающее действие. Синий цвет обладает свойствами, сходными с голубым, но так как
интенсивность его высока, то и воздействие на человека гораздо сильнее. Это символ сознания, глубины, внутреннего источника
жизни, цвет спокойствия и умиротворения. Синий цвет снижает проявление эмоциональности, поэтому деловые переговоры лучше
всего вести в костюме синего цвета.

Светло-голубые потолки визуально сделают помещение выше и просторнее. Оттенки синего особенно хороши для небольших
помещений. Присутствие синего цвета в интерьере всегда придает комнате изысканность и благородство. Голубой лучше всего
использовать в спальне - остельное белье, ночная рубашка или пижама голубого цвета прекрасно подготовят ко сну. Неяркий
голубой цвет подходит вспыльчивым и несдержанным.

Желтый и оранжевый
Желтый цвет - сточник тепла и света, он стимулирует интеллектуальные способности человека. На физическом уровне
способствует очищению организма, выделению желчи. Вообще желтый цвет является антиподом негативных ощущений. Если вы
считаете, что вас не любят, не понимают, и гнетет чувство внутренней закрепощенности - спользуйте желтый цвет.

Оранжевый цвет (смесь желтого и красного) хорош для тех, кто трудно воспринимает новые идеи, часто впадает в состояние
депрессии и пессимизма, не видит выхода в сложной ситуации. Этот цвет поможет почувствовать себя достаточно свободным,
чтобы преодолеть границы, зачастую являющиеся лишь плодом собственного воображения.

Очень насыщенные и интенсивные цвета, поэтому в чистом виде практически не применяются. Эти цвета лучше несколько
приглушить белилами, добавив немного фиолетового тона. Любые сочетания этих цветов хорошо подходят для детских комнат.

Зеленый
Смесь желтого и синего. Зеленый цвет связан с процессом развития органической жизни и является символом роста, движения.
Он наиболее привычен для глаз, не раздражает зрение, не вызываетчрезмерной активности или, напротив, упадка сил и часто
используется для отделки помещений. Но так как его считают холодным, лучше всего он смотрится на стенах в солнечной
комнате. Ярко-зеленый цвет можно использовать также в мелочах, если вы чувствуете равнодушие, неспособность вызвать чью-то
любовь и одарить ею кого-либо. Стимуляция зеленым цветом - это развитие сердечности в человеке.

Фиолетовый
Фиолетовый цвет оказывает сильное влияние на духовное состояние человека. Благодаря сильному его воздействию ты можешь
освободиться от глубинных страхов и научишься черпать из своего сознания созидательную силу. Он излучает скромность и
достоинство, радость и успокоение. Но в интерьерах его стоит использовать только в сочетании с теплыми "жизненными"
оттенками (например, желтый и оранжевый), либо в разбавленном (светлом, сиреневом) виде.

Черный и белый
Чаще всего в одежде мы используем белый и черный цвета. Белый цвет - сходящий, черный - воспринимающий (черная дыра).
Белый цвет - ктивность, направленная во вне, черный - воспринимающая пассивность. Например, люди, открытые, жизнерадостные,
предпочитают одежду светлого цвета, замкнутые, скрытные (и со скрытыми комплексами) одеваются в черное. Любопытно
использование черного цвета в народной медицине для лечения бессонницы: стены обклеивались самыми темными обоями, на окна
вешались тяжелые плотные черные шторы, простыни, наволочки и рубашки также шились из черной материи. Говорят, что метод
этот давал поразительные результаты - сыпали даже те, кто не спал уже в течение нескольких месяцев.

И напоследок - несколько практических советов, которые помогут тебе правильно выбрать цветовое решение своих комнат:
1. при светлой окраске стен помещение кажется шире и выше;
2. темные контрастные стены визуально сужают комнату;
3. потолок будет выглядеть выше, если он окрашен светлее стен, и ниже, если темнее;
4. обои с вертикальными элементами узора делают комнату более высокой;
5. подушки, гардины, абажуры и прочее из тканей, контрастирующих с общей цветовой гаммой, могут оживить помещение, внеся
необходимое разнообразие.
6. в детских комнатах лучше использовать яркие контрастные цвета, а для пожилых членов семьи - спокойные пастельные тона.

Газон для барона
Неисчерпаемые знания о газонах господин барон приобрел в "доброй старой" Англии (о чем он поведал своим друзьям) и с тех
пор никто не оспаривает того, что "о газонах ему известно все". Как видим, на создание газона небезызвестный барон
планировал затратить время не меньшее, чем на завтрак и совершение подвига, из чего нетрудно сделать вывод о серьезности
его намерений. Кроме того, становится очевидным, что даже для такой незаурядной личности подобное мероприятие было задачей
нелегкой. Давайте попробуем угадать: какой собственно газон собирался сделать барон, исходя из предположения, что он
никогда и ни в чем не мелочился? Известно, что, как правило, партерный газон занимает от 2 до 5% территории поместья. Вряд
ли такие масштабы могли бы привлечь внимание барона.

Следующий в почетном ряду - газон обыкновенный, или садово-парковый. Тут, конечно, дело обстоит повеселее, так как этот
тип газона способен занять до 20% территории поместья. Но, думается, что и это не та стезя, которая подобает барону.
Спортивный газон. Вне всякого сомнения, барон был отличным спортсменом. И этот тип газона вполне мог бы привлечь его
внимание, особенно в том случае, если бы предполагалось создать футбольное поле. Но в те достославные времена футбол еще не
был должным образом популярен в тех общественных кругах, которые были преимущественной сферой вращения барона. Поэтому
осмелимся предположить, что вектор его стремлений был направлен в несколько иную сторону. Пожалуй, даже не стоит говорить о
газонах специального назначения, таких, как, например, газоны на склонах, и прочее. И место они занимают, сравнительно
небольшое, да и вообще не баронское это дело. А что же тогда остается? Готовы спорить (как это с блеском умел делать
барон), что, оставляя запись в своем дневнике, господин Мюнхгаузен имел в виду не что иное, как луговой газон, не забывая
при этом, что его ближайшим родственником является газон мавританский.

Спросите - почему?
Ответим!
Во-первых, по идее, газон такого типа должен охватить всю ту территорию поместья, которую не в состоянии занять
вышеупомянутые газоны.

Масштабно!
Во-вторых, уход за ним минимален. Примите во внимание загруженность господина барона, и вы поймете, что этот фактор должен
существенно повлиять на принятие решения. В-третьих, создание подобного газона не требует столь серьезных вложений
(трудовых и финансовых), как рассмотренные выше. В-четвертых. Примите во внимание, что барон отвел на эту работу всего лишь
два часа в своем напряженном дневном графике. Согласитесь, что даже при всех способностях господина барона, за столь
короткое время ему вряд ли удалось бы создать газон какого-либо иного типа. В пятых, такой газона способен выдержать
высокие рекреационные нагрузки, иными словами, по нему можно бегать, прыгать, делать все, что захочется. Разве что от
конных прогулок следует все-таки воздержаться (надеемся, барон их и не планировал). И, наконец, в-шестых: простор для
творчества (тоже немаловажный фактор, учитывая характер нашего героя). Здесь найдут свое место и декоративные
древесно-кустарниковые группы, и солитерные посадки, замечательно будут выглядеть искусственные водоемы и альпийские горки.
А уж о цветах и других травянистых растениях и говорить нечего! Как это так - "нечего" (спросил бы барон)? Как раз о них-то
и хотелось бы поговорить поподробнее! Тем более что именно о них господин барон знает все.

Итак, младший (мавританский) брат. Знания о нем господин барон приобрел, путешествуя по странам Магриба. Этот тип газона
высевается, главным образом, там, где процесс кошения в силу тех или иных причин затруднителен. Косят его один раз в год
после осыпания созревших семян цветов. Основу цветочной гаммы здесь могут составлять однолетники, такие, как, например,
василек синий, куколь (в старину сорняк, а теперь весьма редкое декоративное растение), однолетний лен и многие другие.
Уместны и двулетние культуры: колокольчик раскидистый, фиалка трехцветная и т.д. И, конечно многолетники, о которых чуть
ниже. В поместье луговому газону место в саду, вдоль ограды, под пологом деревьев, на хоздворе. В идеале этот тип газона
приходит на смену сорной растительности в местах, не занятых другими типами газонов. Значительно проще ухаживать за ним,
чем бороться с сорняками.

По сути дела, луговой газон является предметом совместного творчества - вашего и Природы. Она свое что-то там выращивает,
вы - свое. И получается, как правило, очень даже неплохо. Цветочки здесь, главным образом, многолетние.

Хотите красоты? Сейте клевер ползучий - белый, клевер гибридный - озовый, (а, вот от красного клевера лучше воздержаться),
смолевку, чину луговую, черноголовку, сердечник (для влажных мест), маргаритку (не сортовые формы), веронику персидскую,
кульбабу осеннюю, примулы весеннюю и бесстебельную. Да, мало ли еще что? А хотите иметь газон, цветущий круглый год
(практически даже под снегом)? Тогда ассортимент растений (в первом приближении) таков: гусиный лук, крокусы, галантусы, те
же маргаритки, пролеска сибирская, хохлатки, тюльпан Биберштейна, рябчик русский, кандык (для тени). Оконтурить такой газон
можно нарциссами (из группы поэтических) или красно-листными или пестролистными формами подорожников. Иногда возникает
вопрос: а бывает ли такой газон, когда и травка ровная, и без сорняков, и ухаживать не надо? Есть такой. Пластиковый! В
этом случае (для гармонии) господин барон порекомендовал бы высадить пластмассовые цветы и деревья, пребывая в твердой
уверенности, что сделан первый и уверенный шаг на пути к резиновой женщине.

Эксперименты с оформлением квартиры
Когда Эльдар Рязанов снимал свою "Иронию судьбы", миллионы людей, праздновавших новоселье в серийных типовых домах, и не
помышляли о какой-то там реконструкции.
Сегодня такие дома опять "в моде", однако современные новоселы уже не довольствуются "серийной идеей". Не хотят они
искушать судьбу, вдруг перепутаешь свою квартиру с соседской - придется жениться!
Основная задача этой публикации - показать возможные варианты перепланировки одного и того же помещения. Строительные и
отделочные работы нынче не дешевы, но ведь осуществить идеи можно и своими руками...

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕРЕГОРОДКАМИ
Стены необязательно должны быть "глухими". Иногда предпочтение лучше отдать конструкциям, способным быстро и без хлопот
трансформировать помещение - из большого в маленькие, из спальни в гостиную и т.д. Весьма функциональны ширмы (деревянные,
матерчатые, витражные, металлические, плетеные...), раздвижные двери-гармошки, перегородки из прозрачного стекла или
открытых стеклянных полок, цветные витражи. Вариантов масса.
Перегородки из гипсокартона можно не доводить до потолка. Например, между прихожей и гостиной уместна глухая зеркальная
поверхность на высоту человеческого роста, выше - открытая со стороны прихожей полка для шляп или открытая с обеих сторон -
для предметов декора (часов, керамики, деревянных, стеклянных или металлических фигурок и т.д.).
Между гостиной и кухней сегодня модно делать перегородку - барную стойку. Но из гипсокартона возможны и более сложные
варианты: со стороны гостиной встроенный фальшкамин, а с кухни - ниша для телевизора.
Книжные полки без задних стенок - в принципе "избитый" вариант, но по-прежнему играет. Как известно, ими можно легко
выгородить уголок для кабинета, для игровой (тогда на полках будут стоять не только книжки, но и игрушки, детские
часы-будильник, возможно, глобус), для места отдыха пожилого человека (домашние растения, шкатулки с тысячью мелочей,
письменные принадлежности и опять же книги).
Более "свежий" подход - "полочная" перегородка между рабочим пространством кухни и столовой. В этом случае в качестве
элементов декора логичны яркие корешки поваренных книг, деревянные бочонки под хохлому, керамические банки для специй,
глиняные или кованые фигурки, цветы. Но стиль может потребовать иного, например, разноцветной пластиковой посуды или
изысканно простых стеклянных форм. Кстати, сами полки могут быть застекленными с обеих сторон.
Роль перегородки можно отвести аквариуму или террариуму. Рыбы вполне уместны между спальней и кабинетом, прихожей и
гостиной или гостиной и комнатой подростка. Прозрачная "натура" не только придаст интерьеру живость, неповторимость, но и
откроет доступ свету в помещение без окон. При этом зоны будут наглухо изолированы друг от друга.
Менее экзотический, но более доступный "природный" вариант - ажурная перегородка с цветочными кашпо, этакая "зеленая"
ширма. Достоинство - "прозрачность", недостаток - отсутствие звукоизоляции.
Владелец однокомнатной квартиры может зонировать помещение с помощью шкафов-купе. Одна дверь - в шкаф, другая - в
приватную зону. При этом гостиная часть сохраняет вид полностью изолированной комнаты.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ОТДЕЛКЕ
Оклеивать стены обоями необязательно полностью. К примеру, часть стены, отведенную для картины, эстампа или
фотоэкспозиции, можно выкрасить однотонной матовой краской, которая подчеркнет художественную значимость произведения.
В комнате с низкими потолками иногда оставляют неоклеенными углы. За счет этого зрительно добавляется высота.
Рисунок и фактура отделки может изменить пространство не в лучшую сторону. Не стоит оклеивать небольшое помещение или
узкий коридор монотонной вертикальной полоской. В квартирах с низкими потолками ни лепные карнизы, ни бумажные бордюры не
уместны.
В комнатах с высокими потолками применяют прием обивки стен тканью. Законы драпировки предполагают разделение стены на
нижнюю часть, верхнюю и бордюр. Но при этом важно помнить, что объем помещения и его высота должны позволять подобный
эксперимент, а мебель - не загромождать стены.
Для драпировки стен сегодня используют хлопок, рогожку, атлас, ткань под замшу. Правильно подобрать материю сложно, ведь
"поженить" нужно драпировку на стенах и окнах, мебель, другие предметы интерьера. К примеру, на стенах, оклеенных холстом,
хорошо смотрятся гравюры, вязаные панно.
Драпировка с мягкими складками хороша только при больших объемах помещений и предпола-гает особый уход за ней. А неудачно
подобранная ткань способна превратить комнату в настоящий гроб.
В небольших помещениях всегда оправданны эксперименты с зеркалом. Это самый загадочный предмет интерьера. Зеркало
способно раздвинуть стены, нарушить прямолинейность линий, заставить заблудиться в мире преломления и отражений.
В маленьких ванных комнатах хорошо смотрится светлая плитка. Если метраж позволяет, то помещение желательно зонировать,
используя стеклоблоки или витражи. Можно добиться потрясающего эффекта, грамотно сочетая зеркальные, стеклянные, мраморные
поверхности и освещение.
Для отделки ванной подойдет любой природный материал, если обработать его водоотталкивающими средствами и предусмотреть
вентиляцию. Дерево, лоза, кожа, пробка, бумага - хорошо все, что придет на ум изобретательному хозяину. Ведь практичность -
это не единственное, чему хочется следовать.
Комбинация моющихся обоев и кафеля, несомненно, сделает кухню уютнее, но к такой отделке подходит не всякая мебель. Не
стоит использовать сразу несколько цветов и фактур. Стены, покрытие пола, занавески, обивка стульев, цвет мебели и ее
отделка - все это нужно уравновесить. Основные акценты в цвете - это любимые мелочи, посуда, салфетки, сувениры. Такую
"экспозицию" легко менять, каждый раз добиваясь новизны.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ОСВЕЩЕНИИ
Свет может подчеркнуть достоинство интерьера, создать нужный настрой или погубить все.
В моде точечный свет. Он подчеркивает детали интерьера, разделяет функциональные зоны (локальное освещение, "световые
занавеси"), обращает внимание на "опасные" места. Имеет смысл предусматривать его в качестве подсветки элементов декора
(картин, полочек с посудой и мелочами, напольных ваз), ступеней и порожков (лампы монтируются в подступенки), над
витражами, в нишах, в проеме и т.д. Но здесь главное не переборщить: когда "акцентов" слишком много, они перестают ими
быть, даже, наоборот, рассеивают внимание, раздражают, способны утомить.
Точечные светильники используют и для равномерного освещения больших площадей. В этом случае требуется подвесной потолок -
достаточно дорогое удовольствие, которое к тому же могут себе позволить лишь обитатели высоких потолков (съедается 7-14 см
высоты помещения).
В прихожей вовсе не обязательно вешать люстру. Один из вариантов - множество источников света, расположенных по верхнему
периметру помещения (периметральный свет). Они могут быть точечными или в виде светящихся трубок, открытыми,
вмонтированными в карниз или скрытыми за декоративной панелью и направленными в потолок. Здесь высота помещения - не
помеха, вполне достаточно и 2,5 метра. Световой поток направляется от источника к потолку и, отражаясь почти полностью,
освещает помещение. Эффект можно усилить, подложив в нишу фольгу или зеркало.
В небольшой прихожей вполне заменят люстру и световые карнизы шкафов-купе. Ламп, которые вмонтированы в карнизы, как
правило, вполне достаточно, тем более, если поверхность створок зеркальная - она добавляет "люксов".
Еще вариант - свет, омывающий стены ("well-washer"), как в метро.
Гостиная - противоречивая комната. Тут проходят торжества, приемы, а значит, все должно сверкать-сиять. Но по вечерам
собирается семья, чтобы просто отдохнуть, то есть, напротив, чрезмерный блеск огней противопоказан. Отсюда традиционное
решение освещения - люстра (центральный, общий свет) плюс бра и настольные светильники (боковой свет) плюс торшер
(напольный). Заодно такая схема позволяет зонировать помещение и даже декорировать его с помощью подсветки. Светильники
могут быть любыми, лишь бы соответствовали интерьеру.
Но, положим, вы терпеть не можете бра и не желаете занимать площадь напольными лампами. Тогда к люстре придется предъявить
больше требований. Она должна быть способна: во-первых, в одиночку ярко осветить большую комнату; во-вторых, при
необходимости издавать приглушенный свет. Подойдет многорожковая с зеркальными вставками или многоярусная хрустальная,
чтобы зеркала и грани хрусталя многократно увеличивали яркость света (обязательно нужно позаботиться о регуляторе яркости).
Если ни хрусталь, ни зеркало не вписываются в стилистику комнаты, отдайте предпочтение люстре с рожками, "смотрящими"
вверх. Вместо зеркала здесь потолок, который должен быть идеально ровным и белым.
Несколько сложнее противникам центрального света. Подвесной потолок с равномерно распределенными точечными светильниками в
гостиных обычных квартир, как правило, не делают, а вот периметральный свет устраивают.

Продолжение следует.

Велико-лепие для печати


Наиболее читаемые:
Ежегодно «Казанская Ярмарка» превращается в строительную площадку страны! »
Выставка-ярмарка «Дни малого и среднего предпринимательства» »
Новый BMW M3 Coupe »
Рекомендуем



© 2002-2021 ExpoHolding