Велико-лепие (продолжение, часть 3)

Новости » строительство, недвижимость » Велико-лепие (продолжение, часть 3)

Велико-лепие (продолжение, часть 3)

Журнал "Идеи Вашего Дома"
(9(33) сентябрь 2000. Материал подготовил: Михаил Сухарев)

Продолжение.

Зоны действия
Для того чтобы расширить пространство, совсем не обязательно сносить стены. Есть другой, более умный способ перепланировки
- разделение квартиры на зоны. Главные из них: ванная, спальня-гостиная и кабинет. Причем большой площади для этого не
потребуется - вполне можно обойтись 30-ю квадратными метрами. В этом случае роль стен могут заменить узкие книжные
стеллажи, тумбочки. Хорошо подойдет сюда большой аквариум, жалюзи, шторы. В качестве перегородки можно использовать
раздвижные двери из матового стекла, изысканный витраж, "зеленую" стенку из вьющихся растений. Для тех, кто предпочитает
часто менять интерьер - модные перегородки-ширмы. Важно, чтобы все эти искусственные заменители стен не были громоздкими,
а, наоборот, создавали эффект легкости и непринужденности.

Ну, а кухня вообще не стоит того, чтобы для нее выделять территорию. Все ее содержимое (плитка и шкафчик для посуды)
уместятся на одном квадратном метре, выделенном в углу гостиной. Для эстетического наслаждения этот кулинарный угол можно
отделить небольшой барной стойкой. Главное - отгородить прихожую, иначе входная дверь будет напоминать, что вы гость в
собственной квартире. Если есть "темная комната", то ее дверь лучше ликвидировать. Таким образом эта территория создаст
эффект ниши, где можно разметить швейную машинку или компьютер.
Отличный прием для однокомнатных квартир - гардеробная между прихожей и гостиной. Она удобна тем, что, занимая немного
места, еще и служит своеобразным коридором на пути в комнату. Следует поднять пол до уровня подиума. На нем найдется место
не только для каких-то отдельных вещей, но и для выдвижной кровати или письменного стола.
В любом случае, в маленькой квартире с умом должен использоваться каждый метр. Помня об этом, можно экспериментировать с
пространством до бесконечности. Главное не переборщить, чтобы не почувствовать себя на открытом всем ветрам пространстве.

В королевстве зеркал
Как известно, в зеркале можно увидеть не только собственное отражение, но и лицезреть всю обстановку квартиры, которая
отражается в увеличенном размере. Правда, для этого надо выполнить одно условие - развешать зеркала высотой от пола до
потолка. Важно, чтобы их цвет был разным, иначе все отражение сольется, и желаемого эффекта не получится. В правильно
выбранном ракурсе интерьер будет выглядеть особенно привлекательно, а в некоторых случаях - изысканно. Особенно в том
случае, если комнаты оформлены в светлых тонах - желтых, оранжевых, розовых. Тогда можно гарантировать, что в зеркале будет
отражаться не только интерьер, но и лучи солнца. А что еще может быть теплее и светлее?
Разве что умело подобранные торшеры, люстры и прочие осветительные приборы. Кстати, именно они делают комнату визуально
более просторной. Но для этого надо знать несколько секретов. Например, лучше всего использовать многоуровневый свет:
общий, местный и нижний. Первый исходит с потолка и освещает всю комнату. Второй направлен на какой-то предмет, например,
на книжную полку или тумбочку, а третий исходит снизу и указывает на диван или стол.
Не стоит экономить на освещении потолка - чем больше там горит лампочек, тем больше иллюзия пространства. В помощь
иллюминации и некоторые предметы, отражающие свет: хрустальные вазы, стеклянные статуэтки, витражи вместо дверей шкафа.
Но во всем должно быть чувство меры. Не стоит на каждом квадратном сантиметре расставлять осветительные приборы, тем
более, огромных размеров. Так, большой торшер или часы с подсветкой, закрывающие полстены, создадут обратный эффект -
уменьшат пространство. Они отвлекут внимание от других предметов, и все ваши дизайнерские усилия окажутся напрасными.

Камера хранения
Самая большая проблема в крохотной квартире - это хранение вещей. Они настолько назойливо лезут в глаза, что порой хочется
решить эту проблему кардинальным образом: выбросить все "за борт". Лучше всего, советуют дизайнеры, все это добро хранить в
специально отведенном месте. Определить его лучше там, куда реже всего направлен ваш взгляд, то есть наверх. Лучшее решение
- под самым потолком соорудить специальные антресоли. Правда, для того, чтобы туда попасть, придется пользоваться
стремянкой, но это не беда. Зато все временно не нужные вещи окажутся под надежной охраной замков. Габариты камеры хранения
можно определить самому. Важно, чтобы антресоли не напоминали засунутый на чердак бабушкин сундук и гармонично вписывались
в интерьер квартиры.
Как видите, для увеличения полезной площади квартиры нужно избавиться от бесполезных вещей и освободить пространство для
новых, более удобных и многофункциональных. Самое время вспомнить, что телевизор не обязательно водружать на тумбочку (а
обойтись кронштейном), кровать можно трансформировать в стенку, а рабочий стол - в обеденный.
Немного фантазии, и ваша квартира - как картинка с выставки. Одно загляденье...
Лепной декор помогает дизайнеру подчеркнуть архитектонику интерьера, установить гармонию восприятия всего жилого
пространства. Используя накладной рельефный багет (так называемые молдинги), дизайнер может разделить однообразно гладкие
плоскости стен на отдельные участки, устанавливая между ними такие пропорции, сочетание которых приводит к классической
ясности весь характер объемов оформляемого помещения. Применение одновременно с лепниной колонн различных стилей и
пропорций, постаментов, консолей, ниш и куполов дает декоратору современных интерьеров прекрасную возможность напомнить
великолепную историю классицизма, вновь оживить в архитектурном пространстве возвышенный покой ампирных особняков и поэзию
русских усадеб...

История - древняя и не очень
Архитектурные украшения, рельефный орнаментальный декор имеют весьма давнюю историю. Фантазия древних скульпторов и
архитекторов не знала границ. Еще в Греции и Риме были изобретены орнаменты, бордюры, карнизы и другие лепные украшения,
составленные из стилизованных, повторяющихся растительных форм - листьев и гирлянд из лавра, эвкалипта, аканфа, пальмы,
виноградных лоз... Сочные кружевные листья южных растений и мощные бутоны цветов, высеченные в мраморе или отлитые в гипсе,
дающие живописную светотень, эффектная моделировка их объемов производили сильное впечатление.
Кстати, "растительной" лепнине предшествовали строгие и напряженные геометрические орнаменты: они подчеркивали гармонию и
ясность логичных архитектурных форм, усиливали импозантность интерьера.
В целом же, строгая, геометрическая лепнина вела к большей репрезентативности эллинистических апартаментов, а фигуративное
направление ставило себе задачей усложнить образную, эмоциональную жизнь интерьера. Античные города восточного
Средиземноморья тяготели к неоднозначности и пышности лепного декора: он был заполнен изящно и плотно пролепленными мелкими
деталями, подражающими растительным формам изобильной природы субтропиков - переплетенные стебли, листья, цветы, побеги.
Известны орнаменты из стилизованных морских волн, раковин, рыб, дельфинов, бордюрные рельефы, фризы в виде гирлянд, рогов
изобилия, медальонов, из шишек, бутонов. Каждый из них нес свою символику: скажем, фрукты и цветы говорили о плодородии;
листья пальмы и лавра были символами славы; сова и змея олицетворяли мудрость и т. д.
Импульс, заданный декоративному орнаменту античностью, пронизал всю историю архитектурных рельефных украшений во всех
дальнейших вариантах - классицизм, ренессанс, барокко, рококо, ампир, - всегда даря интерьеру уравновешенность, нарядность,
гармонию. И лишь модерн принципиально изменил стилистику лепнины, внеся элегантную и капризную динамику, экстравагантную
асимметрию.

Материалы для отливки лепнины
Технологический принцип создания лепных украшений таков. С оригинального орнамента (который может быть вырезан из мрамора,
камня, дерева, вылеплен из глины, воска, пластилина) снимают форму (слепок), которая представляет собой как бы "негативное"
объемное изображение оригинала. С этой формы и отливают нужное количество повторений, точно воспроизводящих оригинал. Для
получения качественных отливок используют ряд материалов, способных переходить из жидкого состояния в твердое без
образования трещин и большой усадки. Прежде всего это старый добрый знакомый и хорошо освоенный гипс, а также папье-маше,
штукатурка, цемент, реже - металл.
Новое время подарило производителям лепнины, архитекторам, дизайнерам новые материалы. Это: стекловолокно, стеклокомпозит,
полистирол и главное - вспененный полиуретан (пенополиуретан). Лепнину из современных материалов предлагают фирмы ORAC
DECOR (Бельгия), BALLEDECOR (Малайзия), FYPON (США), NMC (Бельгия), GAUDI DECOR (Малайзия), отечественный производитель -
"ЕВРОПЛАСТ".
Гладкий потолочный профиль (карниз) из полистирола начали выпускать в Бельгии еще в 50-е годы, используя технологию
экструдирования - выдавливания из горячего тигля через профильное отверстие быстро застывающей массы. Полиуретан
(пенополиуретан) - самый эффективный и популярный сейчас материал для лепнины, был изобретен в 30-е годы XX века в России.
Для производства лепнины его начали использовать в Европе в конце 60-х.
Пенополиуретан производят путем смешивания химических компонентов, которые, соединяясь, дают реакцию с выделением газа
(вспенивание). Лепнину из полиуретана прессуют в формах. Выполненная из дешевого сырья, удобная в перевозке, хранении,
обработке, нетрудоемкая при производстве в большом количестве и ассортименте, красивая, эстетичная по точности и чистоте
рельефного рисунка, долговечная, - она быстро завоевала рынок, поразив профессиональное воображение создателей интерьеров.
По фактуре и плотности полиуретан хотя и соответствует дереву, но с течением времени не трескается, не деформируется, не
выделяет запаха, экологически чист. Вспененный полиуретан тверд и прочен. По сравнению с гипсом, полиуретан легче, не
желтеет со временем, не осыпается. Лепнину из него покрывают специальным грунтовочным слоем, который позволяет красить
элементы декора любыми водорастворимыми, а также масляными красками (исключение составляют нитрокраски и нитролаки), и эти
украшения можно мыть безо всякого ущерба. Высокотехнологичное производство позволяет добиться четкого рельефа и точных
размеров, что исключает технологическую подгонку деталей в процессе монтажа и гарантирует четкость рельефа даже после
многократного окрашивания. Установка изделий из пенополиуретана отличается быстротой, чистотой и легкостью, особенно в
сравнении с установкой аналогичных изделий из гипса, дерева и бетона.
Лепниной из полистирола (наиболее дешевой) целесообразно украшать верхние части стен и потолок. Мягкий (по сравнению с
полиуретаном и пластером) полистирол может быть "травмирован" спинкой стула, жестким краем мебели.

Лепнина
Украшение стен и потолков декоративными элементами различных форм и рисунков - старинная архитектурная традиция. Еще в
Греции и Древнем Риме применялись изысканные лепные украшения, и далее они проходят через все времена и стили - классицизм,
ренессанс, барокко, рококо, ампир, модерн - поражая современников своей красотой и изысканностью. Мы говорим "лепнина" - и
в представлении встают великолепные дворцы, музеи, усадьбы. Да, эта красота всегда требовала масштаба, средств и никогда не
была украшением хижин. Только в последние десятилетия благодаря появлению относительно недорогих и практичных полимерных
материалов она сумела войти в современное европейское жилье. В России с распространением просторных и высоких квартир,
качественного загородного жилья теперь тоже все чаще встречается использование рельефного архитектурного декора.
Сегодня лепнина продается в виде отдельных модулей и элементов, из которых собирается единая композиция, соответствующая
стилю и особенностям того или иного интерьера и вкусу создателя. С оригинального орнамента (иногда в тех же дворцах)
снимают форму, и с этой формы отливают нужное количество повторений. Традиционно для получения качественных лепных
украшений используются материалы, способные переходить из жидкого состояния в твердое без образования трещин и большой
усадки: гипс, папье-маше, глина, цемент, металл, стекловолокно, стеклокомпозит, полистирол, полиуретан. И хотя современный
процесс "лепки" полимерных материалов совершенно не похож на то, как это делали древние зодчие, визуальный эффект абсолютно
натурален. Наиболее распространены гипс, полистирол и полиуретан.
Гипс вот уже многие века остается самым традиционным материалом для лепнины. Получают его так: гипсовый камень обжигаю при
высоких температурах, а затем перемалывают до консистенции муки. Из этой-то муки и получается вся красота, ни один другой
материал не позволяет добиться такой точности. В современных условиях изготовление гипсовых деталей лепнины поставлено на
производственную основу. Сам по себе этот материал недорогой, но из-за очень трудоемкой и грязной технологии установки
стоимость работ сильно возрастает. Поэтому монтаж гипсовых деталей целесообразнее использовать при сложной эксклюзивной
отделке.
Вспененный полистирол, называемый в народе пенопластом - это самый экономичный вариант (от $1 за двухметровую единицу
изделия). Профили из него очень легкие, гибкие. Он выигрывает за счет своей дешевизны, но проигрывает из-за недостаточной
прочности и жесткости. Задев углом мебели, спинкой стула, можно нечаянно его повредить. Его рисунок не имеет четкости,
гранулы настолько явственны, что проступают даже после покраски.
Архитекторы сходятся во мнении, что из современных материалов самый достойный для создания лепных композиций - полиуретан.
Он точно имитирует гипс благодаря плотной структуре и специальному грунтовочному покрытию, наносимому в заводских условиях,
Но в отличие от гипса легок по весу, очень прочен, не бьется и не крошится, не боится влаги, не меняет цвета со временем,
экономичен в обработке. Полиуретан несравненно более прост в установке: готовые детали просто приклеиваются. Изделия могут
поставляться даже в гибком виде, что упрощает отделку изогнутых стен и не требует их абсолютной ровности, как в случае с
гипсом. Поверхности полиуретанового декора бывают ламинированные и грунтованные. Второй вариант более дорогой и
долговечный, на него ложится любая краска.
Ознакомьтесь вкратце с основным ассортиментом лепного декора, это поможет вам сориентироваться в собственных
предпочтениях.
Колонны, полуколонны, пилястры (плоские полуколонны). Условно колонна делится на три части: нижняя - база, средняя -
ствол, верхняя - капитель. Ствол может быть украшен вдоль этакими канавками, которые называются канелюрами. Колонны в
современном жилье по идее не должны нести никакой нагрузки, но когда возникает настоятельная необходимость сделать их
несущими, то гипсовые колонны армируют, а в полые полиуретановые помещают металлическую трубу. Иногда с помощью колонн
выгодно обыгрываются трубы или стояки, проходящие в неудобном месте. У колонн есть множество особенностей и стилей -
ионический, дорический, коринфский, тосканский. В жилище традиционно диаметр колонны варьируется от 14 см до 35 см.
С помощью карнизов, плинтусов, молдингов можно не только придать завершенность интерьеру, но и создать совершенно
невероятные оптические эффекты, например, некую глубину, "бесконечность" потолка. Потолочные плинтуса часто закрывают щели,
корректируют огрехи в отделке поверхностей. Карнизы украшают линию соединения стен с потолком, а плинтуса - стен с полом.
Молдинги - это бордюры для стен. Для украшения нестандартных стен - круглых изогнутых - есть гибкие модели карнизов и
молдингов. В последнее время лепные потолочные профили часто используют для организации скрытого освещения.

В России лепниной стали украшать здания только на рубеже XVII-XVIII вв. Но вскоре, в сочетании с монументальной живописью,
она стала излюбленным приемом декорирования интерьера. Белая матовая поверхность лепнины создавала особенный эффект, не
похожий на блеск позолоченной резьбы. В силу самого материала переходы светотени становились нежнее и мягче, а форма
пластичнее. Белый сочный рельеф отчетливо выступал на ярких голубых, нежно-зеленых, желтых, розовых стенах. Лепниной
обрамлялись окна, арки, камины, потолки и т.д.
Вначале технология изготовления лепного декора была связана с крепкими традициями русской деревянной резьбы. Иногда
мастера, по старинке, ножом корректировали формы. Благо лепнина делалась из мягкого камня. Но поскольку этот материал был
слишком дорог, часто использовались его дешевые заменители: гипс и алебастр. Применялась также техника стукко, которая
смешивала гипс или глину с добавками мраморной или гранитной крошки. Лепнина делалась вручную. Так создавалась ее
неповторимость, а пластика и качество работы зависели уже от вкуса и профессионализма мастера.
В России первые опыты с лепным декором приходятся на время барокко. Для него характерны причудливые изгибы, ломаные линии,
беспокойные ритмы. Лепнина барокко смягчает прямые линии стен и заменяет их характерными полукруглыми очертаниями.
Она превращается в легкий, полный движения узор. Мастера особенно охотно изображали в эту эпоху амуров и ангелочков,
задрапированные ткани, букеты, гирлянды из фруктов, огромные валюты, картуши (декоративный щит или свиток), тяжелые,
вычурные карнизы. Лепной декор часто превращался в своеобразную раму для большого потолочного плафона или настенного панно.
Насыщенность такими украшениями сочеталась со сдержанным и строгим оформлением остальных поверхностей. Примеры такого
декора можно найти во дворце Монплезир в Петергофе.
Во второй половине XVIII в. сказочная пышность барокко сменилась строгостью и лаконичностью классицизма. Этот стиль четко
выделил все вертикали и горизонтали интерьера, которые подчеркивались лепным декором. Украшения сосредотачивались в
определенных местах и не покрывали полностью стены и потолки. Гладкие поверхности противопоставлялись рельефу лепнины.
Орнамент классицизма симметричен и лаконичен. На смену беспокойным, ломаным линиям и необычным формам барокко приходят
прямые линии, правильные геометрические фигуры. Строгий классицизм создавал впечатление статичности, простоты и ясности.
В это время вся Европа увлекается античным искусством. Однако стиль древних греков и римлян не копировался полностью, а
творчески применялся в классицизме. В лепном декоре часто цитировались античные формы: изображались листья аканта, розетки
(круглые стилизованные цветки) и сюжеты. Классицизм в России утверждали такие известные русские архитекторы, как
В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, И.Е.Старов.
В начале XIX в. в Россию приходит новый стиль ампир. Патриотический подъем того времени усилил внимание к военной теме.
Горящие факелы, лавровые венки, военные атрибуты стали часто изображаться в декоре. Ампирный интерьер подчеркивал ощущение
мощи, акцентировалось внимание на нерасчлененном монолите стены. Лепной декор усиливал это впечатление. Теперь рельефные
композиции располагались в простых по форме нишах, которые предельно насыщались декором, скрывающим даже стену.
После некоторого периода бесстилья в конце XIX начале XX вв. в права вступает модерн. Лепной декор вновь обращается к
кривым, текучим линиям, которые становятся простыми и лаконичными. Интерьеры модерна подчеркивали плавное соединение стен и
потолков.
Многие стилевые направления XX в. экспериментировали с лепниной. Отличился строгостью и геометрией хай тек, вычурностью
кич.
Сегодня в моде лепнина всех стилей: и барокко, и классицизма, и модерна и прочее. Эстетические пристрастия людей не
изменились, упростилась лишь технология изготовления лепного декора.

Потолочные розетки мы видим чаще всего в качестве обрамления люстры. По форме они круглые, квадратные, многогранные,
прямоугольные, диаметром от 15 см до 1 метра.

Настенный декор - это медальоны и гирлянды, перевитые лентами. Чаще всего имитируют цветочный и растительный декор. Обычно
эти детали крепятся в верхней части стен, над карнизами.

Обрамление дверных проемов и окон складывается из декоративных наличников, молдингов для филенок дверей, фигурного
фронтона над наличником.

Арочное обрамление состоит из стандартных секций, которыми можно эффектно и элегантно оформить пространство внутри ниши,
бар, книжные полки.

Накладные панели украшают плоскости дверей и стен, придавая им торжественный вид.

Накладные ниши монтируются в стену, а к ним еще подбираются рамы и получается нечто вроде маленькой сцены, в центре
которой устанавливается какой-нибудь декоративный предмет. Такие ниши принято украшать живописной подсветкой.
Пьедесталы и кронштейны. Первые предназначены под скульптуры, вазы, подсвечники, а вот кронштейны служат опорой книжным и
каминным полкам, подоконникам. Эти элементы способны даже самые обычные предметы, размещаемые на них, приподнять над
обыденностью, придать большую значимость.
Использование всех этих деталей дает нам почувствовать все великолепие классицизма, его торжественную и величавую красоту.
Но, кроме того, появляется возможность разделить пространство комнаты на отдельные функциональные зоны, сгладить и
облагородить острые углы современной архитектуры. Не стоит применять массивные лепные украшения в небольших помещениях и
малогабаритных квартирах, это может привести к снижению видимого объема квартиры, "давящему" эффекту.

Многим понятие "лепнина" и "современный интерьер" представляются малосовместимыми. И спорить тут сложно, потому что этот
вид декора действительно стал синонимом классицизма. Но производители, как говорится, своего не упустят, и было бы странно,
если бы эта ниша рынка (современные стили) оставалась незанятой. Если даже вы не приверженец классики, а предпочитаете
современные, нейтральные по стилю очертания, то в любой коллекции лепнины сможете найти нужные. Элементы практически на
любой вкус, для оформления самого скромного помещения и самого роскошного дворца. Дизайнеры и разработчики учли интересы
даже сторонников минимализма. Современные коллекции стилистически идеально сочетаются со всеми предметами современного
интерьера из стекла, никеля, хрома, кожи, дерева, керамики и пластмассы. Наиболее известные на российском рынке поставщики
коллекций: ORAC DECOR, NMS (Бельгия), BALLEDECOR, GAUDIDECOR (Малайзия), FYPON (США),ЕВРОПЛАСТ (Россия).

Распространено представление, что лепной интерьер должен быть обязательно белым. Это как пожелаешь. Когда надо избежать
однообразия, на помощь приходит цвет. Все лепные детали красятся растворимыми и масляными красками. Лепнина одного и того
же профиля может на стенах остаться белой, на дверях стать бронзовой, а на мебели - тонированной под дерево. На нее наносят
золочение, патинирование, создают эффекты потертости и старения.
Там, где есть этот вид отделки, часто встречаются зеркала, обрамленные узорными рамами все из той же лепнины. Можно
дополнить интерьер настенным панно на библейские темы или античные сюжеты. Интерьер может включать в себя роспись золотом,
всевозможные орнаменты, живописные плафоны, обои, отделку стен в панелях.

Лепнина стала доступной по цене и технологиям крепления. Кажется, нужен только энтузиазм, простые столярные инструменты,
силиконовый клей, инструкция изготовителя. Люди берутся украшать свои жилища собственными руками, о чем свидетельствует
активная реализация коллекций лепнины через розничную сеть. Можно ли "залепить" самостоятельно? Ну, смотря на что
замахиваться. Конечно, можно обрести специальные навыки, научиться аккуратно состыковать детали, тщательно шпаклевать стыки
или заполнять клеем, окрашивать. Но это еще не искусство. Ведь лепка - дело не рук, а души. Выбирая ее, мы обращаемся к
историческому жанру, сложнейшему искусству дизайна. Тут важно сочетать вкус, профессионализм и творческую фантазию. Фирмы,
занимающиеся гипсовыми работами, в состоянии выполнить любой, самый эксклюзивный заказ, не ограничивая себя только типовыми
каталогами. Максимально индивидуальный интерьер, реализующий самые смелые дизайнерские фантазии, вам предоставят
профессионалы.
В России лепниной стали украшать здания только на рубеже XVII-XVIII вв. Но вскоре, в сочетании с монументальной живописью,
она стала излюбленным приемом декорирования интерьера. Белая матовая поверхность лепнины создавала особенный эффект, не
похожий на блеск позолоченной резьбы. В силу самого материала переходы светотени становились нежнее и мягче, а форма
пластичнее. Белый сочный рельеф отчетливо выступал на ярких голубых, нежно-зеленых, желтых, розовых стенах. Лепниной
обрамлялись окна, арки, камины, потолки и т.д.
Вначале технология изготовления лепного декора была связана с крепкими традициями русской деревянной резьбы. Иногда
мастера, по старинке, ножом корректировали формы. Благо лепнина делалась из мягкого камня. Но поскольку этот материал был
слишком дорог, часто использовались его дешевые заменители: гипс и алебастр. Применялась также техника стукко, которая
смешивала гипс или глину с добавками мраморной или гранитной крошки. Лепнина делалась вручную. Так создавалась ее
неповторимость, а пластика и качество работы зависели уже от вкуса и профессионализма мастера.
В России первые опыты с лепным декором приходятся на время барокко. Для него характерны причудливые изгибы, ломаные линии,
беспокойные ритмы. Лепнина барокко смягчает прямые линии стен и заменяет их характерными полукруглыми очертаниями.
Она превращается в легкий, полный движения узор. Мастера особенно охотно изображали в эту эпоху амуров и ангелочков,
задрапированные ткани, букеты, гирлянды из фруктов, огромные валюты, картуши (декоративный щит или свиток), тяжелые,
вычурные карнизы. Лепной декор часто превращался в своеобразную раму для большого потолочного плафона или настенного панно.
Насыщенность такими украшениями сочеталась со сдержанным и строгим оформлением остальных поверхностей. Примеры такого
декора можно найти во дворце Монплезир в Петергофе.
Во второй половине XVIII в. сказочная пышность барокко сменилась строгостью и лаконичностью классицизма. Этот стиль четко
выделил все вертикали и горизонтали интерьера, которые подчеркивались лепным декором. Украшения сосредотачивались в
определенных местах и не покрывали полностью стены и потолки. Гладкие поверхности противопоставлялись рельефу лепнины.
Орнамент классицизма симметричен и лаконичен. На смену беспокойным, ломаным линиям и необычным формам барокко приходят
прямые линии, правильные геометрические фигуры. Строгий классицизм создавал впечатление статичности, простоты и ясности.
В это время вся Европа увлекается античным искусством. Однако стиль древних греков и римлян не копировался полностью, а
творчески применялся в классицизме. В лепном декоре часто цитировались античные формы: изображались листья аканта, розетки
(круглые стилизованные цветки) и сюжеты. Классицизм в России утверждали такие известные русские архитекторы, как
В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, И.Е.Старов.
В начале XIX в. в Россию приходит новый стиль ампир. Патриотический подъем того времени усилил внимание к военной теме.
Горящие факелы, лавровые венки, военные атрибуты стали часто изображаться в декоре. Ампирный интерьер подчеркивал ощущение
мощи, акцентировалось внимание на нерасчлененном монолите стены. Лепной декор усиливал это впечатление. Теперь рельефные
композиции располагались в простых по форме нишах, которые предельно насыщались декором, скрывающим даже стену.
После некоторого периода бесстилья в конце XIX начале XX вв. в права вступает модерн. Лепной декор вновь обращается к
кривым, текучим линиям, которые становятся простыми и лаконичными. Интерьеры модерна подчеркивали плавное соединение стен и
потолков.
Многие стилевые направления XX в. экспериментировали с лепниной. Отличился строгостью и геометрией хай тек, вычурностью
кич.
Сегодня в моде лепнина всех стилей: и барокко, и классицизма, и модерна и прочее. Эстетические пристрастия людей не
изменились, упростилась лишь технология изготовления лепного декора.

Продолжение следует.

Велико-лепие (продолжение, часть 3) для печати


Наиболее читаемые:
Выставка "Югэкспомебель" »
Внимание! Заканчивается набор участников на выставку "Мир Канцелярии’ 2010” »
Выставка “Aerospace Testing Russia” открылась в «Олимпийском» »
Рекомендуем



© 2002-2022 ExpoHolding